Демпинг на рынке интеллектуальных домов

В России «умные» дома - это прежде всего подмосковные коттеджи или напичканные интеллектуальной начинкой квартиры в Москве и Санкт-Петербурге. Девелоперы не проявляют большого интереса к внедрению систем автоматизации в жилые комплексы элитного класса, в то время как в мире уже давно строятся целые «умные кварталы», жители которых могут сами выбирать, какие возможности умного дома они хотят использовать.
Одноразовое вложение
Российские девелоперы не спешат встраивать в жилые комплексы умные технологии, за исключением необходимых систем централизованного климат-контроля, сигнализации, пожарной безопасности, связи с обслуживающим персоналом здания и высокоскоростного доступа в интернет. У нас умные дома по-прежнему рассматриваются как причуда для богатых - в отличие от Запада, где не только строительные компании, но и потребители давно поняли: интеллектуальный дом - это крупное одноразовое вложение денег, которое снижает стоимость эксплуатации жилья.
Интеллектуальный дом позволяет за счет фиксированной частоты питания электроприборов (в большинстве случаев - 230 Вт) продлить срок их службы, защитить дорогостоящие отделочные материалы (например, если прорвет трубу, система сама перекроет воду, отключит электропитание в комнате), экономить электроэнергию и тепло.
 
«Представьте себе спальню, в которой никого нет как минимум 14 часов в сутки: умный дом на это время снизит температуру теплого пола в комнате, выключит электричество, отопление, а это уже сейчас существенная экономия»,- говорит проектировщик умных домов из салона «Контрапункт» Сергей Пухаев. По его мнению, с ростом цен на электричество интерес к возможностям умных домов будет увеличиваться и в России.
Конечно, чтобы экономить на обслуживании дома, сначала надо существенно потратиться. По оценке Пухаева, $100–120 тыс. будет стоить начинка трехэтажного особняка в Подмосковье: плавное затухание света, управление световыми нагрузками, стабилизированная частота питания электроприборов, функции высокой экономичности. Если добавить к этому видеокамеры и систему управления ими, а также небольшой домашний кинотеатр (отнюдь не класса high-end), заказчику придется выложить $150–180 тыс. К тому же значительная часть суммы уйдет на проектные и инсталляционные работы.
От аудиосистем к умному дому
Рынок умных домов в России появился в России в 1997–1998 годах и вырос из рынка аудиосистем high-end и домашних кинотеатров. Услуги инсталлятора домашнего театра, «подстраивающего» систему под заказчика в соответствии с его требованиями и предпочтениями, обходятся в 10% от стоимости системы. Однако проектные работы для умного дома - труд интеллектуальный и намного более сложный. Часто приходится комбинировать технологию умного дома с системой кондиционирования или охранной системой. А комплекс работ по созданию интеллектуальной начинки может растянуться на годы. На Западе услуги инсталлятора умного дома часто составляют 30–50% стоимости проекта. «У нас заказчик пока не готов платить такие деньги за работу, поэтому мало кто берется за решение серьезных задач по автоматике систем жизнеобеспечения»,- сетует Пухаев. По его словам, компаний, профессионально занимающихся инсталляцией умных домов, на рынке вообще немного, хотя конкуренция очень жесткая и многие демпингуют. «Демпинг - серьезная проблема, особенно со стороны компаний, недавно вышедших на рынок,- соглашается президент старейшей инсталляторской компании в России A.P. Technology Владимир Абраменко.- За счет демпинга цена работ снижается до 10–20%».
Впрочем, стоимость умных домов варьируется очень значительно. По словам Пухаева, самый дорогой объект, на котором приходилось работать, обошелся клиенту в $640 тыс. Однако заказчик может установить отдельные подсистемы умного дома: например, управление светом или звуком (мульти-рум), «накрыв» их системой управления от такого производителя, как AMX или Crestron. Общее количество источников света в коттедже или большой квартире иногда достигает ста, половина из них имеет возможность плавной регулировки уровня мощности свечения. Масса времени уходит на то, чтобы включать и выключать светильники в холле, гостиной, кухне, ванной, спальне. Благодаря системе управления светом (один из ведущих производителей - Lutron) дом можно разделить на зоны и задать в каждой из них свои программы освещения. «Умный дом - эта система, которая сама может принимать решение. Умный свет Lutron может реагировать на уличное освещение, время суток или другие внешние сигналы»,- рассказывает директор салона «Нота+» Сергей Свитенко. По оценке Абраменко, управление светом (процессоры, диммеры) в коттедже в среднем будет стоить $15–30 тыс., максимум - $60 тыс.
Слыша только свое
Мульти-рум (многозонная система распределения видео- и аудиосигналов) позволяет, например, слушать музыку не только там, где расположена аудиосистема, но в любом месте дома, где по желанию заказчика встраиваются небольшие колонки. Доступ к системе осуществляется с помощью панели touch-screen и универсального пульта. «Благодаря мульти-руму каждый член семьи может слушать свое, не беспокоя других»,- говорит Владимир Абраменко. По его словам, качественный мульти-рум будет стоить $10–30 тыс.
Пожалуй, наиболее распространенный компонент умного или удобного дома - это управление аудиовидеосистемами. К необходимости автоматизации приходят многие владельцы домашних театров и спутниковых тарелок, вынужденные мучиться с четырьмя-пятью пультами дистанционного управления. «Даже за $500 можно приобрести умный пульт, одним нажатием кнопки которого опустится экран, включится проектор, будет выбран нужный вход, включится усилитель и DVD-проигрыватель, на экране появится меню диска»,- объясняет Сергей Свитенко. Более серьезные пульты управляют системой по радиоканалам или компьютерным портам, однако их стоимость составит от $1500. А минимальный комплект «умного железа» от AMX или Crestron, с цветной панелью touch-screen обойдется в $5–6 тыс. Правда, добавляет Свитенко, без учета программного обеспечения и работ по ее инсталляции.По словам Владимира Абраменко, умный дом - это вещь длительного пользования, а если нет уверенности в будущем, люди не торопятся вкладывать в умные дома большие деньги. Хотя все участники рынка утверждают, что в последнее время заказчик становится более требовательным, более грамотным и старается просчитать все затраты. «Сейчас этот бизнес перестает быть таким прибыльным, как 10 лет назад, когда считалось неприличным говорить, что то или иное решение стоит слишком дорого. К сожалению, теперь у клиентов рождается куда меньше бредовых идей, реализация которых обеспечивает семью инсталлятора надолго»,- признается Сергей Пухаев.