О системах утепления фасадов методом оштукатуривания и практике их применения

Отечественное и импортное
Фасадных штукатурок по утеплителю имеется великое множество как российских, так и зарубежных: это «Ceresit» (Польша), «TexColor», «HECK», «Atlas» (Германия), «Dryvit», «Senergy» (США), «Синтеко», «Боларс», «Глимс», «Победит», «Старатели», «Тепло-Авангард», различные отечественные «Шубы» и «Термошубы».
Импорт громко заявил о себе вначале пореформенного времени и сразу стал широко применяться на практике. Потом подтянулась и отечественная индустрия. Теперь такие марки, как «Глимс», «Победит», «Старатели», используются наравне с импортными. Объемы их потребления и продаж позволяют говорить об устоявшемся спросе на отечественные системы утепления фасадов.
 

Однако назвать их системами будет company incorporation agents слишком громко, потому что слово «система» подразумевает совместимое и сбалансированное использование всех составляющих. К ним относятся марки утеплителей, типы крепежных элементов, стеклохолсты, клеящие и штукатурные составы. Система в целом подлежит обязательной сертификации и подробной технической документации, всего того, что требуют контролирующие органы. Без этого применять систему на ответственном строительстве нельзя. Пожалуй, в стране наличествуют только три отечественные системы: «Тепло-Авангард», «Синтеко» и ярославская «Термошуба».
В отношении остальных популярных отечественных марок больше подходит словосочетание «штукатурные и клеящие составы для работ по утеплению фасадов». Они в основном применимы в индивидуальном домостроении. Отечественные разработки отличаются в лучшую сторону прежде всего по цене (но не все). Если цена 1 м2 утепления фасадов марками «Dryvit», «Ceresit» составляет около 25-30 долларов (без учета стоимости работы), то применение, например, «Победита» обойдется примерно в 4-5 раз дешевле. Это главное преимущество. Если брать качество, то оно разнопланово. Одни системы лучше, другие - соответственно. Однако, как показывает практика, качество материалов для наших строителей не всегда является определяющим. В этом мы сильно отличаемся от зарубежных коллег. Там при малейшем намеке на возможный брак в работе даже близко не подойдут, чтобы купить такой материал, не говоря уже о его применении. Действует принцип: пусть дороже, зато лучше.
Кроме качества есть множество других определяющих, таких, как пристрастия, технические характеристики конкретных объектов, финансовые возможности, выгода приобретения материалов по бартеру и другие. Учитывая собственные условия, строителям приходится приспосабливаться, варьировать составы и методы фасадного утепления.
Предприятия, использующие дорогое импортное сырье, имеют и дорогой конечный продукт. Он может быть дешевле зарубежных аналогов, но не намного, ровно на сумму экономии за счет отсутствия дальней транспортировки, растаможки и зарплаты производителей. К таким продуктам относится, например, марка «Глимс». Сухие смеси и растворы для фасадного утепления ее дороги, сделаны «без дураков». Применяя их на ответственном объекте, можно быть уверенным за результат и зато, что стены не станут «осыпаться» хотя бы в течение гарантийного срока. Стабильность технических показателей смесей достигается за счет того, что владельцы марки на протяжении длительного времени не меняют производителей, а те в свою очередь делают все возможное для повышения качества продукта. Они же стараются выпускать новые продукты (в частности, клеящий состав ТС-11).
Кто чаще всего применяет эту марку? В основном частники при строительстве индивидуального дома. Коттеджи на Рублевке сплошь отделаны ею. Из крупных объектов можно перечислить следующие: высотный дом «Олимпия», Елоховский собор, гостиница «Украина» и Малый театр.
Такие марки, как «Победит», «Боларс», «Тепло-Авангард» и «Старатели», стоят дешевле uk llp. Здесь стоит оговориться, чтобы не обидеть владельцев и приверженцев этих марок. В данном контексте слово «дешевле» не стоит воспринимать как ругательное. Это простая констатация факта - они дешевле. Относительная дешевизна позволяет этим маркам успешно конкурировать с более дорогими отечественными и зарубежными системами.
«Старатели» - участник всех достаточно известных строительных выставок. Результат - марку знают как профессионалы, так и любители, которые идут в магазин и всегда могут увидеть фирменные мешочки на прилавках. Особенно хороши фирменные: клеящий состав «Люкс» и декоративная шпатлевка. Первым очень удобно приклеивать пенополистирольные плиты к стене. Это достаточно значимая операция, а клеи у разных систем разные по качеству, в том числе и неважные. Поэтому строители и варьируют составы от разных производителей. Делать это не рекомендуется, но приходится.Еще недавно такой производитель, как «Победит», выступал (и выступает) одним из основных игроков на рынке сухих смесей для различных отделочных работ. В основном это обычные жесткие цементно-песчаные смеси и штукатурные составы. Позже предприятие стало закупать импортные добавки, в том числе и полимерные, которые собственно и придают нужное качество фасадной теплоизоляции, а натуральные органические компоненты - цемент, песок, известковые добавки - у всех почти одинаковы.
«Победит» также применяют в индивидуальном строительстве (особняки на Рублевке, в Малаховке) и при утеплении специальных зданий (холодильников). Эту марку закупает и применяет на своих объектах компания «Стромтрейдинг».
Судя по игривым и уверенным голосам менеджеров «Тепло-Авангарда», эта фасадная система пользуется популярностью. География ее применения очень широка. Без преувеличения «Тепло-Авангард» закупают строители по всей России начиная от Уссурийска и заканчивая Краснодаром. Ее применяют во Владимире, Тюмени, Челябинске, Чебоксарах, Салехарде, Ростове-на-Дону. Половина объема реализуется в столице. Ею утепляли объекты в столице: офисный центр на Мясницкой, д. 48 и жилой дом на улице Щелковская.Достаточно внушительным выглядит послужной список сравнительно молодой марки «Боларс». Он свидетельствует о высоких технических характеристиках составов для фасадного утепления. Марку закупают для своих объектов такие крупные компании, как «Строймонтаж», «Крост», «Дружба», «Промстрой», «Тема», и другие.
Из импортных марок хорошо себя зарекомендовала американская система «Dryvit». Она применялась как на Крайнем Севере, так и на жарком юге, и всюду фасады до сих пор продолжают исправно служить. Несколько слов стоит сказать о добавках. Все российские производители закупают их за рубежом. Это такие марки, как «Wacker», «Bayer», «Rhodia», и другие. Они имеют великолепные характеристики и способны сделать первоклассным любую смесь. Наши используют их как отдельно, так и всю гамму в разных вариантах. А качество смесей у всех разное - почему? Видимо, немаловажную роль играет отработка рецептуры на месте и технология ее получения вкупе с качеством оборудования. Многое зависит от главного технолога, его дисциплины и дисциплины его коллег.
Кроме того, очень важна концентрация добавок. Счет идет на граммы и миллиграммы. В каждом мешочке со смесью количество добавок ничтожно мало, доля составляет всего несколько процентов, но каждый процент на вес золота. Именно эти проценты составляют до 60-65% в итоговой цене за килограмм или мешок. Поэтому то, качество смеси зависит от концентрации добавок. Один или четыре процента - это, образно говоря, земля и небо.
Некоторые наши производители могут экономить на каких-то компонентах. Скажем, закупать основные добавки, а вспомогательные (пеногасители, стабилизаторы) не приобретать. Качество смеси в таком случае тоже снижается. И под одной и той же маркой могут быть самые разные ее подвиды, ранжированные по цене и качеству.
Толстый и тонкий
Штукатурные составы по утеплителю можно разделить на две большие группы. Тонко- и толстослойные. В основном в печати и в данной статье перечислены составы первой группы.
Они более легки в применении, экономичны и потому более распространены. Не требуют применения технических средств, наносятся вручную. Правда, при этом квалификация рабочего может выглядеть как достоинством, так и недостатком. Если она высока, то отделанные фасады являют собой иногда почти произведения искусства. Недостаточно опытный мастер способен пустить дорогой материал насмарку. При работе с тонкослойной системой имеется больше возможностей для применения различных типов затирок и методик выглаживания для придания стене привлекательного вида. Общая толщина штукатурных слоев составляет не более 3-3,5 мм.
За рубежом тонкослойные системы применяют очень широко ввиду того, что там в большинстве случаев в качестве утеплителя применяется плитный пенополисторол. Относительно твердый материал, тверже минваты, и потому лучше выдерживает механические нагрузки. По укрепленной на стене плите легче наносить тонкую укрывную штукатурку. Попробуйте поработать с минватой, и сразу же станет ясно, что нужного качества добиться будет очень и очень непросто. Даже армирующая сетка не поможет.
К толстослойным системам относится финская марка «Серпо». Общая толщина наносимого штукатурного слоя составляет около 25 мм. Соответственно, чтобы ее нанести, требуется несколько иная технология. Увеличивается общий вес штукатурки, и утеплитель не в состоянии его на себе удерживать. Нужен дополнительный армирующий элемент. Его роль выполняет металлическая сварная сетка диаметром не менее 2 мм. Для крепления сетки применяются специальные анкеры, вкрученные в стену по утеплителю, на концах которых имеются подвижные эксцентриковые соединения-зажимы. Сетка крепится к зажимам и оштукатуривается. Эксцентрики опускаются под тяжестью штукатурного слоя и плотно прижимают последний к утеплителю. В целом это улучшает тепловые характеристики стены.
Достоинство этого метода состоит в том, что толстый слой штукатурки на металлической арматуре является самонесущим. За счет толщины слоя и жесткого армирования он меньше подвержен температурным расширениям, образованию трещин и механических повреждений. Утеплитель как бы обернут в броню или скорлупу, надежно защищен. Неважно, какова при этом плотность утеплителя. И необязательно применение прочного пенополистирола.